Блоги о Химиках

livejournal, 2012
автор: блоггеры

dsgtq_qfle

Химики

Вернулись с премьеры документального фильма Дмитрия Завигельского "Химики", посвященного двум нашим друзьям, Доктору Никитину и Бобровскому. Как мне показалось, у Дмитрия были две параллельных идеи - снять своих друзей, потому что это мегаличности, достойные увековеченья для будущих поколений, и кого же снимать, как не их. И вторая, официальная - противопоставить как бы успешного Бобровского и как бы неудачника Доктора, который несмотря на невероятные способности успеха не достиг. Вторая цель была успешно забита первой, к счастью. Я с удовольствием посмотрела на Доктора, который в последнее время совсем ушел в себя, и это "в себя" к тому же произошло не в default city, а в Челябинске. На Бобровского тоже посмотрела с удовольствием, хотя в последнее время он стал так популярен, постоянно в чем-нибудь снимается, так что ничего нового не увидела.

Про режиссера могу сказать одно, Дима Завигельский страшный хулиган. Чего стоят кадры, где Доктор и Бобровский гуляют по музею космонавтики, рассматривая скафандры, а мимо них в это время по пандусу многозначительно и загадочно проплывает неизвестная дама с вуалью. Или, к примеру, муха, стартующая к альфе Центавра. Это просто кадры имени гигантской мокрицы московской подземке, которую Дима снял в другом своем фильме. Да, так вот такое хулиганство мне нравится. =) Из музыки - маловато было бобровских барабанов, и зачем-то цельный кусок мучительного блатняка в кабаке. С одной стороны понимаю, что из песни слова не выкинешь, с другой - можно было этого поменьше. В кадрах с доктором включалось что-то восточно-медитативное, очень кстати.

Почему-то в обсуждении после фильма странные личности пытались как-то оправдать что-ли Доктора, который не сделал химической карьеры, как-то все его восприняли неудачником. А я вот думаю, что и Док, и Бобровский, оба добились успеха в жизни, но только Бобровский в западном понимании этого слова, то есть успешная карьера, популярность, интересная работа, а Доктор - в восточном понимании, он познал дзен и суть жизни, внешняя сторона не так уж важна. В финале совершенно прекрасные кадры, Доктор на фоне гигантского карьера, говорящий о том, что в этом месте нет зла, потому что каменный уголь, который тут добывают, получился из умерших растений, не то что девонские известняки, которые целиком из трупов. Вообще Доктор очень скрытный, весь фильм из него тянули клещами признание, почему же он бросил науку, и только в конце он немножко приоткрыл истину. Да, именно там, около карьера, тема корпораций это уже следствие базовой идеи.

Думаю, скоро фильм появится в сети, и смогут посмотреть все те неудачники, которые не попали на премьеру

cbivaem_c_tolky

Разнесем по двум сусекам, как оно сейчас в здравом размышлении и делается: 1.позитив; 2.негатив.

1. Алексей Никитин, "Доктор" - впечатлил!

Хоть "во рту" у него заданные (как Высоцкий отмечал) талантам России - "кляпы" (ну, могёт быть, с опохмелья), он все же успел уложиться в 30 секунд для озвучивания своих гениальных (не менее) новаций: танец и химия! На мой взгляд это - сочетание двух как бы разных языков непосредственного воздействия - язык художественно-сообразных движений тела и язык химических перевертышей. Супер! Этим я займусь, когда придет время. Сносшибающая мысль о том, что горы скоплений известниковых пород - это иллюстрация всех проявлений ненависти, лютующих в социуме, хоть и в другой форме (склоки, скандалы и пр.)!

Подчеркну еще и третью мысль Алексея Никитина о том, что наука плодит фикции и развешивает на уши, предварительно зомбированным потребителям. Тут поразбираться бы со всеми компетентными в этом деле органами - мало бы не показалось! Режиссер постановщик в лучших традициях итальянских мастеров кино - показывает естественные, спонтанные картины-зарисовки с натуры: альма-матер - химфак, подвал преуспевающего друга Бобровского и питие в умеренных дозах с умеренными в самопроявлениях приятелями. Негатив я тут усмотрел в "фоновости", необязательности ни фильма, ни событий, ни высказываний; хыш бы каку ни есть на "оптимистическую трагедию" намекнули, а то как-то икотно. Медленно благословляющая нашего Протагониста (в кадре) - "рука" самого Президента Медведева, как бы гарантирующая воплощение предела мечтаний и в личной жизни, и в труде и... Пылкое выступление против "кормила" от власти на митинге, типа "Даешь науке бабла!" Тут и ответ на вопрос, которым интервьюер кошмарил Алексея Никитина: "Ну, отчего ты бросил науку, гений?" Дык, ежели успешно в науке пребывающие на митинге упревают, что же говорить о самородках, которых некому поддержать? Вот так и взгрустнулось, под фильм-то.

sciencewriter

Фильм «Химики» - это изысканное зрелище, элитарное, я бы сказала, и не столько потому что это чисто МГУ-шная история. Как мне казалось сначала, она не может быть понятна никому кто пять лет не околачивал груши в ГЗ и около. Но по счастью я ошиблась, и это значит, что Дмитрий создал гениальное кино, которое вне всякого сомнения останется в веках как Илиада Гомера.

Кратко перескажу сюжет, чтобы не убить тайну просмотра. В фильме фигурируют два потасканного вида мужика – Бобровский и Доктор, которые всю дорогу бухают, невнятно и косноязычно что-то пытаются объяснить про себя, смотрят в телескоп, опять бухают, неловко, но настойчиво лезут в душу собеседнику, посещают Музей космонавтики, опять употребляют, потом расстаются, так ничего не поняв друг о друге, и Бобровский идет на митинг давать интервью STRFу, а Доктор едет в Челябинск, чтобы сидеть там у карьера и думать.

Мне страшно понравился финал. Наверное потому, что сидеть на краю гигантского каменноугольного карьера для меня гораздо уютнее, чем блевать в узкой кабинке на высоте 10 километров.

Paul Korry (paulkorry)

Про "Химиков" Завильгельского

Недавно широко известный в узких кругах режиссер Дмитрий Завильгельский, автор фильмов об интернациональном психоделическом православном акыне Александре Сергеевиче, выдал новый как-бы документальный фильм с лаконичным названием "Химики". Краткое содержание: жили-были два друга-химика, Алексей Бобровский и Алексей "Доктор" Никитин, оба успешно учились на химфаке МГУ, один стал видным ученым в своей области, а также продвинутым рок-барабанщиком, другой же после защиты диссертации, проработав несколько лет в США и в Сеуле, надолго изчез из поля зрения круга друзей. Выясняется, что он обитает на исторической родине в Челябинске, характер его занятий неопределен.Через двадцать лет после поступления на химфак два химика, прославившийся и падший (а также примкнувший к ним физик Женя Альпинист, сохраняющий по сценарию инкогнито), встречаются и делятся мнениями о жизни и науке. Мне, как свидетелю биографий и непосредственному собутыльнику героев, хотелось бы высказаться на тему.

Алексей Бобровский представлен как прогрессивный ученый с активной жизненной позицией. На митинге в защиту науки от чиновников Бобровский заявляет, что в России отсутствует научная инфраструктура. Ну, это неправда, научной инфраструктуры нет, думаю, в Сенегале, а у нас кое-что есть. Вообще, ученый в политэкономическом смысле имеет статус пролетария, поскольку работает по найму и не имеет собственности на средства производства. Следует отдавать себе в этом отчет. Позиция типа "мы соизволили получить бесплатное высшее образование, а теперь дайте нам этого-сего, всего побольше, чтобы мы не ушли в бизнес и не уехали на Запад" является проявлением паразитической психологии. Пролетарий с паразитической психологией - несознательный пролетарий.

Но, возвращаясь к теме, Бобровский успешно занимается наукой, получает богатые гранты и выступает по ТВ, а Доктор обитает в Челябинске, углубляясь в алкомедитацию. Почему? Когда человек становится аутсайдером, трудно оценить сравнительный вклад в это объективных и субъективных причин, тем более что те и другие не всегда разделимы. Кто такой, на мой взгляд, химик? Химик, грубо говоря, смешивает одно с другим, и смотрит, что вышло, как молекулы решили свои проблемы. Это и есть химия, все остальное - что угодно, но не химия - прикладная физика, или еще что-нибудь. Кто имеет потребность заниматься этим осмысленно и с интересом ("химичить"), тот и есть химик. То, чем занимается Бобровский, жидкокристаллические полимеры, крайне специфическая область науки, я в этом мало что понимаю, все желающие могут прослушать лекцию мэтра на тему. Но Бобровский, определенно, любил похимичить, а вот Доктор, наверно, нет. За двадцать лет знакомства с Доктором я, кажется, ни разу не говорил с ним о науке. Мы говорили обо всем остальном, и обычно ни в чем не были согласны, пожалуй, у нас совпадали взгляды только на Фолкнера и "Лед Зеппелин". Доктор не признавал денатурализованные ценности, например, терпеть не мог "Пинк Флойд". Как-то раз я привел Доктора на концерт "Птицы Си"; он убежал в антракте, красный как рак. Но, возвращаясь к теме, по-моему, у Доктора нет химического инстинкта, и, соответственно, нет насущной потребности в его удовлетворении. Масс-спектроскопические исследования фуллеренов, которыми занимался Доктор в МГУ, это, в основном, работа на приборе, и это, на мой взгляд, не совсем химия.

Еще, надо сказать, Доктор всегда был нонконформистом, и, хотя ему и удавалось иногда играть социально поощряемую роль умеренного карьериста, притворяться бесконечно долго невозможно. По его словам, Доктор не хочет работать на общество потребления, которому служит современная наука, и в этом есть часть правды. Научные достижения ведут к созданию новых гаджетов, которые впариваются потребителям с целью вызвать новые ложные потребности, что ведет к дальнейшему порабощению человека тем самым обществом потребления. Но, на самом деле, все не совсем так. Химия позволяет создавать новые взрывчатые вещества, которые делают человека сильнее, и новые психотропные препараты, которые делают человека свободнее. То и другое приближает Великое Преодоление. И мы увидим новое небо и новую землю. Аминь.

Химики

izo_top

Посмотрел фильм "Химики". Почитал рецензии. Складывается впечатление, что зрителям как-то особенно симпатичен Доктор. Люди видят в нем талантливого человека-загадку, по неведомой причине бросившего науку где-то на пике карьеры. Мне кажется, в этом отношении к нему со стороны окружающих и кроется ответ на вопрос, который они зачем-то задают ему. Зачем же он бросил науку?

Да он ее и не начинал. В конце то концов, если я правильно уловил из фильма, он защитился, поработал в нескольких местах постдоком, но ведь это не бог весть какие достижения. Работа постдока по большей части это воплощение идей нанявшего тебя профессора, скучное занятие далекое от творчества, а наука это, прежде всего искусство.

Люди, разглядевшие в Докторе талант и решившие за него, что он обязательно должен стать успешным ученым, видимо не задавались вопросом, а чего же хочет он сам - они просто до поры заглушили его внутренний голос. В конце концов, он задал этот вотрос сам себе и теперь ищет ответ.

Бобровский представлен многогранным и преуспеваюшим, настолько насколько это вообще возможно ученому в современной России. При этом образ жизни ведет странный, пугающий. В целом выглядит как довольный собой, даже слегка выпендривается.

Перейдем к аллегории. Бобровский - фанат-огородник, трепетно возделывающий свою делянку, пытаясь выращивать в наших широтах редкие экзотические фрукты. Доктор долгое время работал на заграничной ферме производящей комбикорм, потом бросил, сейчас мечтает о том, как бы поднять целину.

Режиссер Завильгельский молодец! Фильм - суровый Челябинский ответ Big Bang'у
просмотр текста

Войдите в систему, чтобы скачивать фильмы.

Пользователь

 
Пароль
 
 
регистрация

Забыли логин/пароль?
Получить по почте





(c) 2002 - 2007 Дмитрий Завильгельский
дизайн и поддержка
BEZPIERO.RU

адрес редакции
editor@filmdoc.ru

САЙТ FILMDOC.RU ЯВЛЯЕТСЯ НЕКОММЕРЧЕСКИМ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЯЕМЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ В КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.